ПОГОВОРИМ О ВОРОВСТВЕ НА ГАЗОВЫХ ЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

А много ли воруют на АГЗС ?! – этот вопрос рано или поздно встает перед любым автомобилистом, использующим ГБО.
Вопрос, как правило, возникает при следующих обстоятельствах: в ваш баллон объемом 50 литров только что закатали 55 литров газа. И пока вы тупите и  роясь в чуланах школьных воспоминаний, пытаетесь вспомнить – такое бывает? - заправщик вкрадчивым голосом объясняет: «Понимаете, это ведь газ, он сжимается..  и его больше влезает в баллон. Он же там под давлением.. Ого-го каким давлением». И подталкивает вас к кассе – платите, мол.

Вот эту ситуацию мы и возьмем  за отправную точку, подняв тему воровства на газовых заправочных станциях.
ГБО Смоленск 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВСТРЕЧА С МАТЕРЫМ ЗАПРАВЩИКОМ
Вас, конечно же, обманывают, утверждая, что в 50 литровый баллон залили 55 литров сжиженного газа.

- Сжимается? – так насжимайте мне литров сто, мне далеко ехать, – такой ответ заправщику прочитал на одном из форумов.

Газ (если мы говорим о смеси пропан-бутана) находится в жидком состоянии. В условиях заправки его сжать невозможно. И если в баллон 50 литров Вам вкатали 55, то обманули примерно на 6-7 литров. То есть в 50-литровый баллон не имеющий отсекателя должно заправляться около 48 литров. Небольшое пространство займет подушка испарившегося газа.

Но есть, конечно же, «но», о которых надо знать прежде чем предъявлять претензии.

Не стоит высчитывать количество газа в баллоне ориентируясь на датчик уровня топлива. «У меня было полбаллона газа» а вы мне еще две трети баллона залили, такого не может быть»! Датчики уровня топлива в баллоне, который по определению имеет сферическую форму, показывают уровень очень примерно, плюс-минус несколько литров. Конечно, для себя вы можете сделать какие-то выводы о чистоплотности АГЗС, однако для обвинения в воровстве данных снятых с датчика уровня топлива недостаточно.

Так же неточно работают отсекатели в мультиклапанах итальянской конструкции. Если вы вчера заправили в баллон до отсечки 38 литров, а сегодня  - 42 литра, это не значит, что вас обманули на 4 литра. Погрешность у мультиклапана, некогда изобретенного фирмой Ловато, запросто может составить несколько литров. Другое дело голландские баллоны с разнесенной арматурой. В них используются отсекатели более сложной конструкции, погрешность при заправке близка к нулю.

Самое распространённое описание на форумах обмана на АГЗС, начинается примерно так: приехал я на заправку на газу своим ходом. А это значит, что литра 2-3 у меня еще было». Это глубокое заблуждение. Автомобиль запросто может проехать на парах газа до 10 километров, особенно в статичном режиме, например по трассе. Более того, если вы ехали на парах, то давление в баллоне будет близкое к атмосферному, разница с заправочным давлением будет больше и в баллон может войти газа больше обычного.

Так же не стоит доверять показаниям одометра. Я проехал 220 километров и точно знаю, что газа у меня обычно хватает на 240. Значит в баллоне должно оставаться газа на 20 километров. Обычно хватает на 240 километров, но ведь могли обворовать на предыдущей заправке.. А может, не заметив того, вы использовали автомобиль в более агрессивном стиле езды и расход был повышенным.
Так же обратите внимание, как стоит ваш автомобиль на заправочной площадке. Может быть площадка на этой заправке имеет уклон, или машина везет 5 мешков картошки, которых вчера не было, изменился угол положения отсекателя по отношению к горизонту и он срабатывает на другом уровне заполненности баллона.

Следующее «но», это автомобиль, который заправлялся перед вашим. Если впереди идущая машина заполнялась до полного баллона, то в шланге под давлением останется некоторое количество газа, если клиент заправил несколько литров в пустой баллон, то шланг будет пустой. Разница «с газом в шланге и без» может составить около литра.

Еще одно «но» - трубопроводы от баллона к газовому клапану под капотом. Они так же имеют какой-то объем и могут вместить до 0,5 литра газа.

Ну и, пожалуй, последнее «но». Надо быть уверенным в объеме баллона, установленного на автомобиле. Паспорт, который приварен к любому баллону – это хорошо. Но иногда объемы баллонов изготовленных в заводских условиях могут отличаться до 5 процентов от объявленного.

Все эти «но» надо учитывать для того, что бы понапрасну не жечь нервы себе и заправщику. К тому же надо помнить, что обвинение в воровстве – это не мелочь. И такие заявления надо аргументировать.

Проще всего доказать воровство газа приехав на заправку с пустым баллоном, не имеющим отсекателя. Если кто-то не знает, сообщаю – отсутствие отсекателя в баллоне – это грубейшее нарушение техники безопасности, и эксплуатировать такой баллон по-настоящему опасно, но в деле доказательств воровства на АГЗС нет лучше способа, как его использование. Если баллон 50 литров и не имеет отсекателя, в нем нет остаточного давления паровой фазы газа, то в него должно войти от 47 до 49 литров. Если залили 51, то можно смело предъявлять претензии.

 Чем заканчивается предъявление таких претензий?

Ну, вполне возможно начнётся все с рассказа о сжатии жидкого газа. Как я говорил выше, это чушь. На заправках мы покупаем литры, через счетчик колонки проходят литры и чтобы там не происходило с газом до вашего появления на АГЗС, какие бы приключения его не преследовали, в баллон имеющий определенный объем, не возможно залить жидкого газа больше этого объема. Объем залитого газа может измениться в последствии, например при изменении температуры – это да, но сжать сжиженный газ в момент заправки в условиях АГЗС невозможно.
 
Дальше народные приметы:

Если после ваших претензий деньги отдал заправщик, то на заправке ворует он - заправщик.

Если заправщик, сказал, что он тут не причем, а шеф в командировке и он не знает его телефона, то на заправке ворует он - матерый заправщик и его голыми руками не возьмешь. Дожимайте: требуете жалобную книгу, чеки с указанием номера автомобиля на обратной стороне чеков, делайте фото заправки, машины на заправке, заправщика, предусмотрительно повернувшегося к вам спиной. Спрашивайте где перечень надзорных ведомств, ведь он должен быть вывешен на видном месте? Нервы сдадут и у матерого заправщика и деньги он вернет.

Если заправщик говорит: да мне пофиг! Плати за все, вот телефон шефа, с ним и разбирайся. То, скорее всего, ворует шеф и надо звонить шефу, предварительно выполнив все процедуры, описанные в примете № 2.

В 90 случаях из 100 вопрос возврата денег в такой ситуации решается положительно. Шеф знает, что история вряд ли грозит ему серьезными проблемами, но и испытывать судьбу и ждать проверок не захочет. Тем более вы такой один устроили скандал на 100 обворованных клиентов.

Как они это делают?

Существуют достаточно жесткие стандарты допустимых погрешностей при заправке топлива посредствам топливораздаточной колонки  – отклонение не должно превышать  50 миллилитров на 10 заправленных литров. Однако сжиженный газ имеет очень нестабильное агрегатное состояние. Плотность и объем сжиженного газа значительно зависят от его температуры. Для сравнения: коэффициент объемного расширения пропана в 15 раз, а бутана — в 10 раз, больше, чем у воды. Залить в баллон вам могут, к примеру, 40 литров, но при изменении температуры баллона в нем может оказаться 41 литр – при повышении температуры, или, к примеру, 39 – при понижении. При этом вес заправленного баллона будет прежним. Проверять точность литров залитого топлива надо немедленно после заправки, иначе в последствии заправщики могут сослаться на то, что изменились внешние условия – температура воздуха и значит значительно изменился объем заправленного газа.

Именно тем обстоятельством, что газ имеет нестабильное агрегатное состояние на полную катушку и пользуются заправщики.

Расскажу об одном редком случае, когда воров удалось поймать за руку. В Костроме двое работяг воровали топливо на АГЗС «Регионгазсервис».. Схема воровства была проста. Один  работник приезжал на стацию с 50-литровым баллоном и заправлял туда 20 литров газа. Затем отвозил этот баллон домой, нагревал его и сразу же привозил обратно на заправочную станцию. Через специальный переходник, они скачивали нагретую смесь в общий резервуар, в результате чего показания счетчика перематывались в обратную сторону. Запасы газа в резервуаре как бы увеличивались, а молодые люди смело брали себе «сэкономленные» таким образом деньги. За полтора года заправщики «нагрели» владельцев АГЗС почти на полмиллиона рублей. Проведя внутреннюю проверку владелец обнаружил недостачу газа в резервуарах, но не смог выяснить, куда подевалось топливо. Тогда владельцы АГЗС обратились в правоохранительные органы. Понадобилось несколько месяцев тайной работы, видеонаблюдения и прослушки телефонов, чтобы выяснить, что же на самом деле происходит.
Заправщики знают свои колонки и знают каким образом можно украсть. И в ход идут все средства: изменение давления подачи газа, переторировка колонки, махинации с системой пароудаления, конструктивные изменения счетчика и насоса. Нестабильное агрегатное состояние газа в данном случае служит заправщику прикрытием и от контролирующих служб и от хозяев АГЗС.  Как я уже говорил, очень сложно будет что-то доказать уехав с заправки. И лучшим доказательством по-прежнему остается чек, в котором указано, что в 50 литровый баллон было заправлено 51 литр газа. Противоречие законам физики отраженное в заправочном чеке – то, чего они все-таки бояться.

Если же у вас есть выбор, избегайте заправок старых и передвижных. Современные заправочные комплексы оснащены альтернативными автономными системами учета газа в резервуарах по массе и объему. То есть на такой заправке вы будете защищены по крайней мере от воровства персонала. Ну… в какой- то степени защищены, возможно кто-то из заправщиков уже придумал как эти системы обходить.
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВОРОВСТВО НА УРОВНЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АГЗС
То, что я вам рассказал о воровстве на уровне персонала заправки, это, так сказать, «семачки» по сравнению с тем, как воруют хозяева АГЗС.

Ну, сами подумайте, сколько украдет у Вас заправщик – 5%? Больше ведь нельзя, рискованно. Уровень владельца АГЗС позволяет действовать более широко.

Сначала немного теории. Как известно смесь сжиженных газов – это общее название для группы легких углеводородов со сходными физико-химическими свойствами. Заметьте: со сходными свойствами. Например, масса бутана составляет 0,580 кг/л, а пропана, 0,510 кг/л. Бутан тяжелее, плотность его выше и энергии при сгорании из расчета на один литр будет выделяться больше примерно на 10-13 процентов. То есть на одном литре бутана автомобиль проедет расстояние больше.

Согласно ГОСТам процентное содержание в смеси бутана и пропана изменяется в зависимости от поры года. Связано это с тем, что газы имеют разную температуру кипения: бутан – 0,5 С, пропан – -43С. То есть зимой используется смесь с повышенным содержанием пропана, поскольку бутан при  минусовых температурах не будет испаряться и в баллоне не будет давления паров для нормальной работы ГБО, а летом используется больше бутан, поскольку пропан при более высокой температуре окружающей среды будет иметь более высокое давление паров, что пожароопасно.

Но это в теории. А на практике, всегда есть варианты. На оптовых нефтебазах и нефтеперабатывющих заводах смесь сжиженных газовых продают по весу, на килограммы и тонны. А владельцы АГЗС в розницу продают их на литры. Таким образом, купив газ с повышенным содержанием пропана -  более легкий газ, владельцы АГЗС обеспечивают себе большую прибыль, а вам – повышенный расход топлива. Разница в пробеге на «легком» и «тяжелом» газе может составить до 10 процентов. На стоимость газа у оптовиков так же влияет степень очистки, содержание примесей. Чем чище газ, тем он дороже. При этом под ГОСТ подходит и грязный технический газ с повышенным содержанием серы и очищенный автомобильный газ. Этим так же пользуются розничные продавцы газа, предлагая к продаже грязные технические смеси.

Например, в Белоруссии стоимость газа устанавливается правительством и  по всей стране едина – сейчас 5100 рублей за литр. Однако, по этой цене на заправках «Беларуснефть», к примеру, продают очищенный автомобильный газ европейского стандарта, а компания «Лукойл» продает СПБТ – смесь пропан-бутан техническую. Делается это абсолютно легально. «Лукойл» используя широкие допуски ГОСТов и неграмотность автовладельцев получает дополнительные прибыли.

И как вы понимаете что-то доказать в такой ситуации невозможно. Было бы честно продавать сжиженный газ в розницу на вес – теплотворная способность у пропана и бутана на один килограмм одинаковая. И современные топливораздаточные колонки обеспечивают такую возможность –продажу топлива по весу. Но кому нужна честность в наших краях?
 
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОРОВСТВО НА УРОВНЕ КОРПОРАЦИЙ И ПРАВИТЕЛЬСТВ
Но и воровство на уровне владельцев АГЗС это так сказать «семачки» - много не украдешь. Рамки установленные ГОСТами ограничивают возможности в пределах 10 процентов. То ли дело воровство на уровне корпораций и правительств.

Практически на каждом сайте установщиков ГБО размещен калькулятор окупаемости установки газового оборудования. Введя данные: пробег, стоимость бензина, стоимость газа, автовладелец может посчитать за какой срок окупиться ГБО и сколько позволит сэкономить/заработать в последующем. При этом все автовладельцы вводят стоимость топлива на текущий момент. Нормальная стоимость сжиженного газа – это половина стоимости бензина. И от этого все отталкиваются, производя расчеты. И ошибаются. Не всегда. Но очень часто.

Скажите мне, что произойдет, если стоимость газа поднять скажем.. на 10 процентов? .. а если на 20 процентов?... а если на 30 процентов?...

Большинство автовладельцев в такой ситуации продолжают ездить на газе – ведь все равно хоть какая-то экономия, не половина стоимости топлива, как планировалось изначально, но все-таки есть. Оборудование-то установлено. Чего ж не ездить на газу?

Тем обстоятельством, что автовладельцы продолжают эксплуатировать уже установленное ГБО даже с минимальной выгодой для себя и пользуются игроки на уровне корпораций и правительств. Они попросту отбирают у владельцев их запланированную прибыль.

В 2009 году в Пермском крае компания «ЛУКОЙЛ» (точнее, аффилированное с ней ООО «Пермнефтегазпереработка») в течении месяца подняла стоимость на сжиженный газ для розничных продавцов на 80% процентов. Компания является монополистом на рынке края и ни  в какие объяснения с владельцами АГЗС и тем более с автовладельцами не вступала – подняли цену почти вдвое и точка.

В этом 2013 году в Белоруссии цену на газ поднимали несколько раз и в результате стоимость газа по отношению к бензину выросла на 25 %. Теперь белорусам надо долго сидеть с калькулятором и считать, чтобы найти выгоду в использовании сжиженного газа в качестве топлива.

В Греции правительство рассматривает возможность введения акциза в размере 20 процентов от стоимости на дизельное топливо и сжиженный газ.

Все эти перечисленные примеры показывают как корпорации-монополисты и правительства могут отбирать у простого автовладельца деньги, которые он пытался сэкономить. Сняв сливки и заработав сверху, толстые дяди рано или поздно столкнуться с падением спроса на сжиженный газ на АГЗС и вот тогда опустят цены и будут ждать пока количества переоборудованного транспорта вновь хватит для проведения очередной акции-ловушки. И опять же – все законно.

Размах этого воровства действительно впечатляет. И заправщик, накрутивши счетчик, кажется уже милым другом по сравнению с теми, кто ворует в масштабах страны. Хотя именно действия заправщика считаются незаконными.

Ну и что же делать? Не использовать газовое оборудование на автомобиле?. Переходить на бензин?

Конечно же, использовать. Обманывают у нас не только на АГЗС, а во всех сферах жизни. Просто с этим обманом надо бороться. И возможно обманывать станут реже. В помощь тем, кто решил бороться и была написана эта статья.

Статья взята с сайта OGAZE.RU
 
________________

 

Центр Установки ГБО "Дави на ГАз" (АВТОГАЗ ЭКСПЕРТ)

 

тел. 8 (4812) 56 55 54